Формула-1 – скорость умноженная на азарт. Формула-1 (Ф1) – зрелищное ежегодное событие, автогонки, о которых хотя бы раз в жизни слышал каждый. Это уникальное сочетание мощных болидов, сложных трасс, лучших пилотов и команд, шумных трибун и множества фанатов по всему миру. Поклонники F1 наблюдают за гонками сидя дома, в спортбарах или сопровождая сессии по всему миру. Особое удовольствие – вживую услышать рев моторов и увидеть невероятные гонки в Монако, Мельбурне, Лас-Вегасе, Баку, Джидде, Зандворте. Для этого не жаль преодолеть тысячи километров.
Формула-1 с 1950-х по сегодняшний день
В 20-30-х годах прошлого века автолюбители заговорили о необходимости провести первый чемпионат мира. Более того, на котором бы собрались лучшие гонщики из разных стран. Первый Гран-при должен был пройти в 1941 году, но был отложен из-за Второй Мировой войны. Спустя 6 лет Международной автомобильной федерацией FIA были сформированы правила или формулы проведения гонок. Одно из этих правил – Формула-1 – и дало название ежегодным заездам.
Дебютная гонка Ф1 состоялась в 1950 году в Великобритании. Победу одержал Джузеппе Фарина из Италии, немного обойдя Хуана Мануэля Фанхио из своей же команды. До 1957 года первыми финишировали пилоты Италии и Аргентины. Длительное время победителями становились англичане, американцы и другие англоговорящие пилоты.
Formula 1 – скорее мужской спорт из-за огромного риска, скорости и физической нагрузки. Однако в 1958 году Мария Тереза де Филиппис стала первой женщиной-пилотом Ф1. А Дезира Уилсон стала победительницей одного из этапов Гран-при 1980 года.
Именно с 1980-х начинается массовая популярность гонок. Благодаря командам Феррари, Макларен, Уильямс и Лотус Формула-1 стала самой популярной гоночной серией в мире. Сегодня автогонки Ф1 – одно их самых дорогих, известных и любимых во всём мире событий, на который съезжаются со всех точек планеты. Миллионы людей мечтают хотя бы один раз в жизни посетить Гран-при и увидеть невероятные прохождения трасс болидами своими глазами.
Гоночные треки, которым нет равных
15 сентября 2024 года состоялся Гран-при Азербайджана – один из самых популярных этапов Формулы-1. Уличная трасса в Баку живописная, но сложная, включает 8 поворотов на 90° и 51 круг. На ней гонщикам удается развить небывалую скорость. Неофициальный рекорд на вольных заездах 2016 составил 378 км/час, тогда как официальный рекорд 372,5 км/ч был установлен в том же году в Мексике.
Наиболее старым и популярным треком для F1 является Городская трасса Монте-Карло в Монако. Она использовалась для гонок с 1929 года, а с 1950-го стала ежегодным этапом Формулы-1 и ее неизменным символом. 19 поворотов трассы в Монако – настоящее испытание для пилотов. Это одна из самых красивых и известных дорог, которую часто снимают в фильмах. Во время Ф1 в порту Монако невозможно найти свободное место. Яхты, с которых открывается потрясающий вид на один из поворотов гоночной трассы, бронируются за год. И более того, за их аренду просят от 100 тысяч евро в сутки.
Не менее зрелищной является Лас Вегас Стрип. 17 поворотов и 50 кругов по 6,2 км дарят фанатам незабываемые впечатления. На некоторых участках ширина трека составляет всего 12-15 метров. Большую часть дистанции гонщикам приходится держать газ в пол. Лас Вегас Стрип – это ухабы и плохое сцепление, высокая скорость и невероятный азарт, за которым обожают наблюдать миллионы зрителей.
Сильные пилоты и огромные команды
Пилоты Formula-1 испытывают огромную физическую нагрузку, особенно при маневрах и обгоне. Они одеты в огнеупорный костюм на случай возгорания. Он может в течение 11 секунд выдерживать температуру до 800°C и весит примерно 750 г. Еще несколько лет назад костюм весил 1,5-2 кг. Температура до 50°C в кабине, плотный костюм и сильные перегрузки приводят к тому, что за одну гонку пилот может сбросить до 3 кг.
Любовь фанатов Формулы-1 обычно достается пилотам, но стоит особенно отметить команды. Они могут состоять из нескольких сотен человек:
- конструкторов;
- тренерам пилотов;
- механиков;
- запасных пилотов;
- инженеров и связистов;
- пресс-атташе;
- обслуживающего персонала.
В Formula One очень важна стратегия. По итогам сессий пилоты и запасные пилоты, руководители и инженеры обсуждают гонку на брифинге. Они анализируют полученные по результатам заезда данные, разбирают ошибки и корректируют тактику. Оптимизация болидов, усовершенствование стратегий пит-стопов и грамотная аналитика – важная часть составляющей победы, которая остается за кадром.
Гоночные болиды – неимоверная скорость для крутых виражей
Во время движения тормозные диски болидов могут разогреваться до 1000°С, это практически лава! Чтобы диски лучше охлаждались, в них делают до 1000 отверстий. Для сравнения, в обычном авто их 20-50, а в старых гоночных болидах – не более 100.
Знаменитый немецкий конструктор Фердинанд Порше увлекался гоночными машинами еще в начале XX века. Он говорил, что идеальный болид должен на финише распадаться на детали, имея в виду простоту конструкции и отсутствие лишних запчастей. Конечно современные болиды, конечно не рассыпаются на запчасти, но их создатели пытаются добиться минимального веса и оптимальных аэродинамических свойств.
Меньше, легче и быстрее – Formula-1 будущего
Болиды Формулы-1 не перестают совершенствоваться. Более того, в будущем они станут компактнее и легче, что повысит их маневренность и позволит улучшить аэродинамику. В ближайшие два года ожидается, что болиды получат:
- новые более совершенные шасси для быстрой рекуперации энергии;
- аккумуляторы для 50% потребления электроэнергии и уменьшения углеродного следа;
- ограниченный по высоте диффузор.
Уменьшить вес болидов планируется за счет упрощения подвески. Стоит отметить, что для прохождения особых трасс, например, Гран-при Монако с самым медленным поворотом – Шпилькой Fairmont, командам все равно придется разрабатывать особые подвески. Если не изменить геометрию рычагов подвески, колеса не смогут повернуться на угол, нужный для прохождения этого сложного участка.
Каждый сезон приносит новые вызовы, напряженные сражения на трассе и моменты, которые остаются в памяти надолго. Формула-1 продолжает развиваться, сочетая традиции и инновации, а дух соперничества и стремление к победе делают эти гонки по-настоящему неповторимыми.
ЖМИ СЮДА ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ВСЕ МОДЕЛИ Формула-1 В НАШЕМ МАГАЗИНЕ!
Вже замовив Ferrari F1-75 та Ferrari SF-23. Дивлюсь ще на Red Bull Racing. Круто що Ви привозите такі унікальні моделі Ф1!